БЛАГОДАТЬ НЕ БЫВАЕТ ПАГУБНОЙ
Хочу сказать, что я знавал людей, убежденных в «пагубном влиянии» учения о благодати, нравственная жизнь которых вряд ли давала им право судить о подобных вещах.
Сколько же они должны были выпить, чтобы их разум просветлел до столь изощреной богословской мысли! Они убеждены, что учение о благодати, не способствует повышению уровня нравственности, людей, которым я мог бы ответить: «А какое вы имеете отношение к нравственности, и какое отношение нравственность имеет к вам?» Эти защитнички добрых дел и высокой нравственности сами не всегда оказывались добропорядочными людьми. Пусть законники следят за своим языком и за своими руками, а Евангелие благодати и его приверженцы ответят за себя сами.
Кто отважится утверждать, что люди, веровавшие в благодать, грешили больше других? Да, они совершали ошибки, но пусть в них бросает камни только тот, кто сначала докажет, что его нравственность превосходит их нравственность. Когда это они проповедовали зло или защищали несправедливость?
Вспомните тот период английской истории, когда учение о благодати процветало в этой стране. Кто держался его сильнее всех? Джон Оуэн, Томас Мантон, Джон Хоу и, не побоюсь сказать, Оливер Кромвель. Что это были за люди? Они лояльно относились к беззаконию? Может быть, они написали «Книгу развлечений» для воскресного дня? Может быть, они были завсегдатаями пабов и не пропускали ни одного шумного застолья? Любой историк скажет вам, что самый большой грех этих людей с точки зрения их врагов заключался в том, что они слишком многого требовали от своего поколения. Поэтому их называли пуританами, то есть чистыми, и корили за то, что их богословие было чрезмерно суровым.
Послушайте, если и было беззаконие в этой стране в те времена, то исходило оно от тех богословов, которые проповедовали спасение по делам! Эти джентльмены в женских париках изрекали богохульства — они защищали спасение по делам и, хотя сами были исполненные похоти, страстно отстаивали человеческие заслуги.
Но люди, веровавшие в благодать, были совсем другими. Они не сидели в собраниях развратителей и беззаконников. А где же они были? Они стояли на коленях и просили Бога помочь в искушении. А во времена гонений они гнили в тюрьмах, но при этом радовались тому, что потеряли все во имя истины. Пуритане были самыми благочестивыми людьми на земле. Как же люди могут быть столь непоследовательны: называть их пуританами, то есть чистыми, и при это заявлять, что их богословие ведет к греху?
Не только пуританство может служить примером в нашем случае. Вся история подтверждает правило.
(Ч.Сперджен).