А.МЕНЬ: ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА В 70-ОМ Г. НЭ.
Новозаветная эсхатология учит о полной трансформации человеческой природы в Царстве Божьем. По словам Христа Спасителя, люди Царства будут «как Ангелы на небесах» (Мк 12:25). Ап. Павел говорит о «теле духовном», в которое облечется воскресший человек (1 Кор 15:42-55). Именно эта надежда, а не просто бессмертие души, составляет сущность христианской эсхатологии («чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»).
Средоточие эсхатологии - это не «когда» и «что», а «Кто», не схема или план, а Личность. Евангелия подвигают нас на созерцание будущего не путем показа его контуров, но путем соединения всего с Иисусом - Мессией и Сыном Человеческим.
Так же как Марк и Матфей, Иоанн связывает с темой последнего времени смерть Иисуса. В Иоанна она есть «суд миру сему» (12:31). Распятие становится судом над дьяволом, оно неотделимо от уничтожения «сына погибели» (17:12; ср. 2 Фес 2:3). Сверх того, у Иоанна Сын Человеческий
- уже обладает властью (5:27; ср. Дан 7:13-14)
- уже судит (9:35-39; 12:30-34)
- уже вознесен
- уже прославлен (3:14).
Можно сказать, что у Иоанна сам Иисус есть "эсхатология" ("завершение», «конец» всего) его подлинное содержание. Когда пришел Иисус, наступило свершение.
В свете Иоанновой мысли такие понятия и явления, традиционно связываемые с эсхатологией как
- жизнь вечная (6:47)
- вода, текущая в жизнь вечную (4:14)
- хлеб с неба (6:25-34)
- чада Божии (1:12)
- воскресение (5:25),
можно непосредственно ощутить уже сейчас. Хотя во всем этом преобладает постоянный акцент на осуществлении эсхатологической надежды. Ч. Додд подчеркнул об Иоанне: «Все, на что Церковь уповала в ожидании второго пришествия Христа, уже дано в ее наличном опыте о Христе через Святого Духа» .